Межшкольные методические центры. Цели и задачи |
|
Межшкольные методические центры - сетевая структура,
созданная как составляющий элемент информатизации системы образования. Под эту
задачу Правительство Российской Федерации получило от Международного банка
реконструкции и развития заём (Постановление Правительства Российской Федерации
от 4 ноября 2004 г. № 593). Реализация проекта «Информатизация системы
образования» была возложена на Национальный фонд подготовки кадров.
В рамках проекта была разработана сеть межшкольных
методических центров в семи стартовых регионах: Республике Карелия, Хабаровском,
Красноярском, Ставропольском краях, Пермской, Челябинской и Калужской областях.
Основная цель создания системы методических центров –
организовать регулярную методическую поддержку педагогических кадров в области
информационных технологий, а также поддержку инновационной деятельности
педагогов и учебной деятельности учащихся на основе использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Задачи
Перед межрегиональными методическими центрами были поставлены
следующие задачи:
регулярная методическая поддержка педагогических кадров
всех учреждений общего и начального профессионального образования;
регулярная информационная, техническая и
аппаратно-программная поддержка образовательной деятельности и консультационная
поддержка всех учреждений общего и начального профессионального образования
регионов;
повышение квалификации педагогических кадров учреждений
общего и начального профессионального образования регионов в области
использования ИКТ в учебном процессе;
использование телекоммуникационных ресурсов системы
межрегиональных центров для предоставления доступа к федеральным и региональным
хранилищам учебно-методических материалов нового поколения, а также для
дистанционной поддержки на базе ММЦ педагогов и учащихся учреждений общего и
начального профессионального образования, не имеющих доступа к полному спектру
образовательных услуг на местах;.
организация и проведение конкурсов для поддержки педагогических инициатив и телекоммуникационных образовательных проектов;
мониторинг реализации проекта «Информатизация системы образования» в регионе и
оценка его результативности;
освещение опыта методической образовательной деятельности системы методических
центров для педагогической общественности и заинтересованных структур.
Система Межрегиональных методических центров включает в себя
один Региональный координационный центр (РКЦ) и несколько Межрегиональных
методических центров. Региональные координационные центры - ключевой элемент в
системе ММЦ, они координируют работу всех методических центров в регионе, а
также оказывают методическую поддержку их персоналу.
Задачи региональных координационных центров
организация всей методической и консультационной службы
системы;
организация и осуществление деятельности по повышению
квалификации работников образования (управленческих кадров, методистов);
организация и обеспечение функционирования
телекоммуникационных ресурсов методических центров;
организация технической поддержки всех центров;
обеспечение поддержки, регулярного обновления и
распространения образовательных ресурсов (медиатека, депозитарий электронных
учебных и методических материалов, сайт региональной методической службы);
организация и участие в проведении выставок, конференций и семинаров;
организация научно-исследовательских работ с привлечением
методических центров по поддержке телекоммуникационных проектов, педагогических
инициатив и инноваций в области информатизации образования.
Региональные центры координируют работу по подготовке,
оснащению и приёмке помещений под ММЦ, организует подготовку персонала ММЦ.
Взаимодействие РКЦ-ММЦ и учреждений образования в регионе,
где УОО – учреждение общего образования и УНПО – учреждение начального
профессионального образования.
ММЦ бывают нескольких типов:
- Расширенной комплектации (РММЦ)
- Базовой комплектации (БММЦ)
- Элементарной комплектации (ЭММЦ).
Тип ММЦ зависит
от количества прикреплённых к нему учреждений общего и
начально-профессионального образования, а также численности педагогических
кадров.
Межрегиональные методические центры базовой комплектации –
это ресурсные центры методической службы информатизации образования в субъектах
РФ. Они создаются в административных центрах с большим количеством школ. Один ММЦ сопровождает до 80 образовательных учреждений с общим количеством педагогов
в них от 1000 до 2000 человек, включая школы, центры дополнительного образования
для детей, межшкольные учебные комбинаты. Такие центры создаются на базе
учреждений образования, которые имеют возможность обучать большое число
учителей, обладают общежитием или базой отдыха для проведения краткосрочных
курсов повышения квалификации с отрывом от основной работы, выездных конференций
и семинаров, имеющих выход на качественный телекоммуникационный ресурс.
Центры расширенной комплектации выполняют функции поддержки
педагогических кадров учреждений начального профессионального образования.
Методические центры элементарной или минимальной комплектации
предназначены в основном для реализации задач информатизации системы образования
на муниципальном уровне. Количество школ, которое охватывает центр элементарной
комплектации, может варьироваться в зависимости от ситуации в конкретном районе:
от 20 до 49 школ, включая, общее количество педагогических кадров -- от 500 до
1000 человек.
ЭММЦ располагаются в районах с преобладанием сельских школ, в
том числе малокомплектных. За одним ММЦ элементарного типа может быть закреплено
до 19 полнокомплектных школ, в том числе учреждений начального профессионального
образования. Необходимо учитывать, что общее количество педагогических кадров,
прикреплённых к центру, должно быть не менее 200 человек. В случае, когда эта
цифра меньше, создаётся один центр на несколько муниципальных образований. ММЦ
элементарной комплектации размещается на базе полнокомплектной сельской школы,
имеющей ресурс площадей и кадровый потенциал, а также на базе УНПО.
Скачать методичку
|